Хотелось начать свое повествование с вопроса. Почему некоторые современные молодые люди стыдятся называть себя русским православным человеком?

Давайте обсудим эту тему. Человек говорит, что он русский только тогда, когда в его сознании сформированы устойчивые представления о себе, как представителе конкретной этнической общности, нации. Такое явление психологи называют этнической или национальной идентичностью. Этническая идентичность лежит в основе национального самосознания. И это самосознание дает возможность человеку понять чем он отличается от других народов, иметь представление о национальных ценностях и интересах, знать свою историю, нынешнее состояние, место своей нации, государства в межнациональных и межгосударственных отношениях. Национальное самосознание может развиваться в двух направлениях. Первое – нравственно положительное, т.е. представители данной нации, народа испытывают чувство гордости и патриотизма за свою страну. Они искренне любят свой дом, свою землю, свой народ. Поэтому такой человек долго находящийся в другой стране, признается в том, что он соскучился по русским березам, по снежной зиме, и ему так хочется черного хлеба и щей из квашеной капусты. Это нормальное, здоровое чувство. О таком человеке мы говорим, что у него сформирована этническая идентичность. Он прекрасно понимает кто он, что он из себя представляет. Такие люди обладают чувством собственного достоинства. Второе направление – нравственно отрицательное. В этом случае национальное самосознание содержит только негативные чувства и может проявляться в извращенной форме, в форме нацизма, расизма, фашизма. О любви к своей Родине и своему народу здесь речь не идет. Откуда возникают эти чувства, какова их природа? Источником этой ненависти является информация, которая льется со всех сторон, из телевизора, из Интернета, сходит с уст людей:

- Наша история – роковая ошибка, сплошь вранье.

- Нам в наследство от Советов досталась рабская психология.

- Россия проклятая страна, здесь никогда не жили и не будут жить хорошо.

- Сами мы ни на что не способны, все только копируем у других.

Для психики ребенка эта информация губительна. Каждый человек обладает коллективным бессознательным, как говорил К. Юнг, или по другому родовой памятью. В ней хранится вся информация об истории естественного развития психики людей данной этнокультуры. Наша родовая память нам говорит, что Родина это святое и ее надо любить и беречь, а окружающий ребенка мир говорит совершенное обратное. В результате этого у ребенка возникает чувство раздвоенности и страдание, об этом писала И.Медведева и Т. Шишова в своей книге «Разноцветные белые вороны».

«Мама и папа меня ругают, если я делаю что-то плохое. Значит и страна, в которой я живу тоже плохая, потому что ее постоянно ругают, но это же моя страна. Другие страны чужие. Чужой это всегда опасно и страшно. Значит чужие – враги» - так думают дети. Получается ребенку тяжело жить на Родине, и страшно ехать в другую страну. Усугубляется это состояние навязыванием нашим детям средствами массовой информации чужой культуры. Ценности чужой культуры вступают в конфликт с культурными ценностями, хранящимися в коллективном бессознательном, родовой памяти. Это приводит к разрушению личности. Для того, чтобы привести к согласию две конфликтующие стороны, от человека требуются дополнительные затраты психической энергии, это ослабляет защитные функции организма и поэтому люди чаще болеют.

Но самое главное наша страна пополняется отчужденными от себя и от общества людьми. Таких людей в этнопсихологии называют маргиналами. Я приведу здесь краткий психологический портрет таких людей. Эти люди испытывают серьезные сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым, тенденция охотнее избегать неопределенных ситуаций, чем рисковать унижение, болезненная застенчивость в присутствии других людей, одиночество и чрезмерная мечтательность, излишнее беспокойство о будущем, неспособность наслаждаться тем, что есть и уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются.

Все это признаки отсутствия этнической идентичности. Полная неопределенность в себе и в окружающем мире, хаос. Такие люди не способны отождествлять себя со своим народом, нацией. Она им чужда. Поэтому современные молодые люди не хотят называть себя русскими. Теперь вы понимаете, для того чтобы молодежь любили Свое Отечество, свой народ и называла себя русскими, надо бороться за формирование и развитие идентичности. Но и этого мало. Почему? Да потому, что «борьба за свою идентичность обречена на неудачу, если она не посвящена чему-то за пределами своего «Я»», так говорил известный зарубежный психотерапевт, психолог В. Франкл. Но что это такое «за пределами своего «Я»»? – спросите вы. В ответ на этот вопрос мне хотелось бы привести слова русского философа В.С. Соловьева: « понять своеобразие национального характера русских можно только в том случае, если тщательно изучить их идеалы и ценностные ориентации, которые кардинально отличны от мотивации представителей других этнических общностей. Идеал русского человека не есть «могущество», власть, являющиеся побудительной силой для других наций, не есть богатство, материальное процветание, свойственные, например англичанам, не есть красота и «шумная слава», характерные для французов. Не столь важно для русских оставаться самобытным народом, верным традициям глубокой старины. Эта черта, присущая англичанам, в России, есть только у староверов. И даже идеал честности и порядочности, поддерживаемый, например немцами, не есть та ценность, которой реально дорожит русский народ. Русским присущ «нравственно-религиозный идеал», стремление к «святости»».

Это как раз и есть то, что находится «за пределами нашего «Я»» - Бог. Человек как дерево укрепляется в почве корнями своей родной культуры, а в основе каждой культуры есть религия. Французский ученый Э. Дюркгейм, изучая такое явление, как аномия (отсутствие норм, разрушение культуры) говорил о том, что нет в мире ни одной культуры, которая не содержала бы в себе религию. Поэтому религиозное просвещение эта та земля, которая питает корни человека минеральными веществами знаний. Эти знания через призму личного познания, освещают жизненный путь человека. И этот свет самопознания (прозрения) дает возможность встретиться с Любовью. Любовью, как источником живой воды, которая наполняет душу жаждущего человека. И только тогда человек чувствует радость жизни и ее полноту.

Поэтому, как вы видите, вся жизнь человека, вечная жизнь, зависит от плодородности земли просвещения, от питания, которое дает эта земля. Воспитание детей закладывает основу самосознания, определяющего дальнейший ход развития личности. Только плодородная земля просвещения, несущая в себе родной язык, народные традиции, образ жизни, основанный на религиозном мировоззрении, может сделать человека счастливым и способствовать развитию творческой личности, а не злого гения.

Вот тогда современный молодой человек сможет сказать: «Я русский православный человек»!


Назад